club-sozvuchie (club_sozvuchie) wrote,
club-sozvuchie
club_sozvuchie

Путешествие по Рязанской земле. Август 2014 г.

collage7
Наше традиционное семейное летнее автопутешествие в этом году мы решили провести по рязанской земле.

Вот что у нас получилось:

1 день, вторник 19 августа. 9 утра выезд из Москвы в сторону Рязани. Дорога, не считая толкотни на выезде из Москвы, неожиданно замечательная и в 11.00 мы уже в музее дальней авиации в Дягилево. Нас ждет заказанная накануне экскурсия. Состав нашей группы: мама, папа, 10-летний сын и наша близкая родственница.

Наш экскурсовод, бывший летчик Михаил Ефимович, рассказывал нам около 3-х часов и мог бы наверное еще дольше, поскольку человек отдал авиации всю свою жизнь и сейчас практически на общественных началах продолжает служить этому делу в качестве экскурсовода (музей после перестройки лишен государственного финансирования).

r

Надо сказать, что тема авиации близка в нашей компании только мужу. Он знает об этом все или почти все. Сын интересуется этим постольку-поскольку, а остальные далеки и вовсе. Дам свой совет тем, кому там еще предстоит побывать. Обговаривайте сразу продолжительность экскурсии и уровень интереса этой темой. Для женской части нашей компании, да и для сына тоже было слишком много физико-технических подробностей. Хотя в остальном экскурсия была очень интересной. Экскурсовод проследил всю историю авиации от Дедала и Икара до недавней катастрофы малазийского Боинга. Интересны были страницы истории, рассказывающие о полетах Чкалова, Громова.

Расшифровка "черного ящика"

Первая часть экскурсии проходила в музее, а вторая непосредственно на летном поле. Вот такие там экспонаты:
ryazan

Ну а затем мы поехали в Рязань и разместились в гостинице Пик. Выбором остались довольны: вполне приличная гостиница стоимостью 2000 руб за 2-х местный номер с завтраком и возможностью воспользоваться комплексным обедом за 150 руб для гостей отеля. Обед был хорош не только ценой, но и быстротой обслуживания ( мы торопились в дом-музей Павлова, где нас тоже ждала заказанная экскурсия), ну и главное он был вкусным и сытным.

Усадьба Павлова - замечательное место, в котором будучи в Рязани непременно стоит побывать. Она включает себя мемориальный дом, где родился будущий великий физиолог и дом, сдаваемый семьей Павлова внаем. Сейчас это Дом Науки, рассказывающий о научной деятельности великого ученого. Кроме того на территории есть несколько хозяйственных построек и замечательный яблоневый сад.

r5

Экскурсия по дому дает представление не только о жизни великого ученого, вернее о его детских годах (в Рязани он прожил до 21 года), но и вообще об укладе жизни патриархальной семьи 19 века. Отец Павлова был священником. В семье было много детей, их с детства приучали к труду. Иван Петрович вспоминал о своих родителях с нежной любовью и благодарностью, писав в своей автобиографии: "... всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование".

Дом и сейчас очень уютный и ухоженный, со множеством милых деталей, накрахмаленными салфеточками и начищенными до блеска канделябрами. Все это создает удивительно теплую домашнюю атмосферу. Кажется, что время здесь замерло полтора века назад.

Но рассказ экскурсовода мне, честно говоря, не очень понравился и показался "скуповатым", но возможно было мало времени. На мой взгляд о человеке такого масштаба, который прожил длинную интересую жизнь, жил при разных государственных строях можно было рассказать больше и интереснее. Рассказ экскурсовода в основном сводился к биографическим подробностям: родился, крестился, женился и показе дома - кто в какой комнате жил с рассказом о членах семьи. Хотелось бы больше узнать о личности Павлова, его взглядах, отношении с властями, о его человеческих качествах, случаях из жизни и т.д. Хотя возможно главная задача музея - вызвать интерес и она была выполнена. А найти информацию в наше время - не проблема.

Интересна легенда о смерти ученого, упоминаемая во всех интернет-источниках:
В последние часы жизни Павлов призвал своих лучших учеников и на примере своего тела пояснял процессы, происходящие в умирающем теле. В этот момент к нему пришел посетитель, которому было отказано в приеме с таким объяснением: «Павлов занят. Он умирает»
Вот такая смешная и грустная одновременно история-легенда.

После музея мы отправились гулять по городу. Центральные улицы города (на других мы не были) очень понравились, особенно улица Ленина. Такая, я бы сказала аристократическая рязанская "Пречистенка", радующая многочисленными сокранившимися (или хорошо сохраненными) особняками.

Так, не торопясь, мы вышли к Рязанскому Кремлю, где любят гулять вечерами местные жители. Какие еще есть города, где жители вечерами гуляют в Кремле? Мне на ум не приходит. Кремль занимает довольно большую территорию, очерченную огромными валами. Стены Кремля не сохранились и возможно поэтому территория Кремля доступна для посещения в любое время. Закатное солнце добавляло красоты и неспешности всему вокруг:

Главный Успенский собор Кремля:

На его счет мнения в нашей семье разделились. Мне он еще на картинке казался каким-то слишком кубическим, лишенным плавности. Увидя его, я еще и сочла его слишком громоздким и выбивающимся из общего ансамбля. У моих мужчин мнение было противоположное, они восхищались его мощью и величием. Что ж, у каждого свое мнение. Главное, что оно есть, это я про сына. В этом, я считаю, тоже одна из полезностей подобных путешествий - сложить свое впечатление об увиденном и положить его копилку жизненного опыта..
                                                                        Колокольня

Ну а на следующее утро мы опять отправились в Кремль, уже в компании экскурсовода, который провел нам обзорную экскурсию по территории и по экспозиции " От Руси до России" во дворце Олега. Экскурсовод - молодой парень ( имя не запомнили) провел экскурсию замечательно! На сей раз было ни много, ни мало, а именно то что надо и так как надо. Потом мы еще самостоятельно посетили Успенский собор и мужчины сходили на выставку "Русское воинство", расположенную в корпусе.

На выставке во Дворце Олега был подробный рассказ о бывшем центре Рязанского княжества- Старой Рязани, которую в 1237 году до тла спалила армия Батыя. На выставке представлен макет города и диорама взятия Рязани армией Батыя.

Дальнейший наш путь лежал как раз туда- в Старую Рязань, примерно 50 км на юг.

По дороге нас ожидало настоящее чудо - сказочный замок - дворец, неожиданно вырастающий на пути по рязанской земле. Чудо это построено в 19 веке тогда еще никому неизвестным архитектором Федором Шехтелем для барона фон Дервиза - сына крупного промышленного магната и находится в деревне Кирицы. Место это имеет свою интересую историю. В настоящее время здесь расположен детский туберкулезный санаторий. Узнав этот факт, ребенок наш отказался выходить из машины без марлевой повязки и не пускал нас, поэтому фотографии из интернета.
Эта видимо не без фотошопа... но как красиво!
Зимний вид. Очень понравилась картинка.

Далее проехав еще км 20 мы оказались на месте бывшей столицы Рязанской Земли, в Старой Рязани.

Место это в плане восприятия неоднозначное. Можно сказать - там ничего нет, только заросшее травой поле, расположенное на высоком берегу Оки.

Но мне это место показалось эмоционально очень сильным. Возможно мы уже были подготовлены рассказом в Рязанском Кремле. К тому же у нас был очень необычный провожатый- священник отец Павел, служащий в близлежащем храме в городе Спаске.
Наш провожатый

Историк- краевед по образованию, он живет в этих местах всю жизнь... До сих в пор в памяти ощущение шири и простора русской земли, ее красоты и необъятности, ее стойкости и веры...вот уж где гордость берет, что ты Русский человек.
А какие пейзажи кругом! Какие бескрайние дали!

На всем поле стоит только одно "сооружение" - полуразрушенная краснокирпичная арка. Это остатки церкви, построенной в начале 20 века в память о сожженных древних рязанских соборах. Она стоит на древнем фундаменте одного из них!

Ну а затем, согласно плану, путь наш лежал еще дальше, в глубинку. Ночевали мы в гостевом доме Ни-ки-та в деревне Пупышево, рядом с Окским заповедником. Как было написано на их сайте: " здесь кончаются асфальтовые дороги и начинаются заповедные леса" , так и оказалось. Место от цивилизации далекое, рай для рыболовов-грибников и любителей первозданной тишины.

В плане бытовых удобств нечто среднее между советской турбазой и коммунальной квартирой, но по ценам дня сегодняшнего (2500-3000 руб/сутки за комнату). Тем не менее люди приезжают сюда и из Москвы и из Рязани и не на одну ночь, как мы, а на 1-2 месяца, а то и на все лето (оптовая скидка большая - месяц проживания стоит 15000 руб). За это время люди здесь обживаются хозяйством - делают домашние заготовки, сушат травы, рыбу, белье, вечерами все вместе ужинают, днем ходят купаться. Дружат дети, дружат бабушки. Такие большие коммунальные семье.. Что-то в этом безусловно есть. Но нам там показалось как-то неуютно.. Видимо, чтобы прочувствовать всю прелесть, надо прожить там не 1 день.

А на следующий день у нас было посещение Окского заповедника. Очень похож на наш Приокско-террасный под Серпуховым. Такие же красавцы зубры!

Но еще есть журавли! Экскурсовод показала разные виды ( японский журавль, стерх, серый журавль) и довольно интересно рассказала о каждом.

Это была самая дальняя точка нашего путешествия и затем мы повернули в обратный путь с остановкой в Есенинском Константинове.

Здесь нас ждал небольшой "облом" - заказанный заранее гостевой дом оказался занят. Пришлось по совету отправиться в расположенный неподалеку пансионат " Ока". Немного подрастроившись, мы отправились туда, ибо других вариантов не было, ожидая увидеть пансионат советских времен, давно не видевший обновления и ...были очень приятно удивлены, обнаружив вполне современное и приятное место отдыха.

Довольно большая ухоженная территория, вот так выглядят жилые корпуса.

Расположен пансионат на высоком берегу Оки. Соответственно вокруг красивейшие виды на Окские дали, хорошее питание по вполне доступным ценам. И что еще мы отметили для себя - большие возможности для зимнего отдыха – горнолыжный спуск с бугельным подъемником, огромная гора для санок и для тюбинга (есть прокат). Все это зародило мысль вернуться сюда зимой. Мне кажется это было бы очень здорово!

Таким образом, переночевав в пансионате "Ока", наутро мы отправились в Константиново. Что сказать - место чудное, красота вокруг необыкновенная!

Очень здорово, что музей не огорожен забором, а "вписан" в деревенскую жизнь. Вот домик Есенина на одной из деревенских улочек.

На другой школа, где учился Есенин, церковь, где он бывал. А вокруг идет своим чередом деревенская жизнь - пасутся куры, на лавочках отдыхают нынешние старушки. В то же время место явно туристическое и ухоженное. Но что мне понравилось - очень разумный баланс между туристической «причесанностью» и сохраненной первозданностью.

Здесь мы просто гуляли, ребенок уже немного подустал от экскурсий, но мы и не настаивали, тем более, что уже решили вернуться сюда зимой.

Хотелось просто неспешно гулять, рассматривать резные окошечеки и палисадники деревенских домов, вдыхать красоту и ширь бескрайних заокских далей. И еще очень хотелось есенинских стихов! Нагулявшись и пообедав в местном кафе-ресторане, мы купили красиво изданный томик стихов Есенина и диск с песням на его стихи. Как же было здорово ехать обратно, любуясь полями, стогами, березками и слушать проникновенное "Отговорила роща золотая.." или " Клен ты мой опавший..."

Но это еще был не конец нашего путешествия. Напоследок мы решили заехать в Коломну. Город этот мы знаем, любим, много раз бывали и не устаем восхищаться предприимчивостью и креативностью жителей. Новые музеи растут как грибы после дождя. Причем один другого лучше! Вот и сейчас мы хотели посмотреть на не так давно появившуюся Калачную - проект тех же авторов, что и музей и фабрика пастилы.

В старинном доме авторы музея воссоздали пекарню, где рассказывают историю калачного промысла и показывают весь процесс его изготовления, а он как оказалось О-очень не простой!

В пекарне все как и положено – мешки с мукой, дровяная печь, медная кухонная утварь. Рассказ вел замечательный человек – актер, пекарь, историк и просто очень обаятельный мужчина в одном лице.

Он так лихо месил тесто, лепил калачи и одновременно вел интересный рассказ, задавал вопросы, объяснял множество русских пословиц и поговорок, связанных с калачами, что это был прямо таки театр одного актера!

А когда в конце всех еще и угостили калачами с пылу с жару, да с маслом и с горячим чаем, то был уже вообще полный восторг! В общем нам понравилось очень!! Замечательное место! Создателям 5+! Интересно, познавательно, ярко, да еще и вкусно!

Ну вот на этом и закончилось наше путешествие по Рязанщине. Что-то понравилось больше, что-то меньше, но в любом случае здорово, что это случилось.