club-sozvuchie (club_sozvuchie) wrote,
club-sozvuchie
club_sozvuchie

Category:

Музей - усадьба "Абрамцево" 24 сентября 2016


Клуб Созвучие приглашает в музей-заповедник Абрамцево. Познакомьте своих детей с местом, которое обладает уникальной способностью вдохновлять и объединять творческие личности. В этой старинной усадьбе в разное время жили и творили многие знаменитые художники, скульпторы и писатели - Аксаков, Гоголь, Тургенев, Поленов, Васнецов, Репин, Серов, Коровин, Нестеров, Врубель, Мухина. На экскурсии вы узнаете почему талантливых художников притягивало именно это место. Почему именно в этом месте пишутся сказки и картины, создаются скульптуры и песни. И какое оно сегодняшнее — Абрамцево?


Расцвет усадьбы начался в 19 веке при Сергее Тимофеевиче Аксакове, он приобрёл Абрамцево в 1843 году. Именно в эти годы в Абрамцеве, несмотря на то, что Аксакову шел уже шестой десяток, в нем проснулся замечательный художник слова. Что же стало причиной столь волшебного превращения? Считается, что этот творческий катализатор — абрамцевская природа. Аксаков называл свою усадьбу «премилой деревенькой», «прекрасным уголком», «раем земным», обожал местные грибные леса, рыбные пруды, «ершовые места», живописную речку Ворю, свой уютный старинный дом с мезонином и парк с вековыми деревьями.



«Деревня обняла меня запахом распускающихся листьев и цветов, своею тишиною, своим пространством. Не могу передать, какой мир пролился на мою душу». К гостеприимным, умным, тонким, добросердечным Аксаковым в Абрамцево приезжали погостить Гоголь, Тургенев, Кольцов, Белинский, Герцен, Щепкин.



В 1870 г. усадьбу Абрамцево у дочери Аксакова приобрел Савва Иванович Мамонтов -  богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель. «В нем была какая–то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других» (В.М. Васнецов). Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант — с одной стороны. С другой — музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство, магнетические личные качества. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцева ему в этом помогала. Мамонтов собрал все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве и старался сделать так, чтобы талантливые живописцы, ничуть не заботясь о быте, могли воплотить свои творческие замыслы.



По инициативе Мамонтова был создан знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В этом творчеством союзе состояли многие прославленные художники, музыканты и актеры того времени. В это же время в Абрамцеве были открыты столярная и керамическая мастерские, которые положили начало знаменитым абрамцевской резьбе по дереву и производству расписной керамики — майолике.

Жизнь в Абрамцеве била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером — музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей, знаменитые "живые картины". По признанию всех, попадавших сюда, невозможно было здесь НЕ лепить, НЕ рисовать, НЕ сочинять. У Саввы Ивановича была поистине драгоценная черта характера — трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей (к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах), он увлекал своим примером и других.




Но кроме хозяина, стержня дома — Саввы Ивановича, душой Абрамцева была хозяйка, его жена — Елизавета Григорьевна Мамонтова (1847–1908).
Нестеров писал о ней: «Я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца. Какое счастливое сочетание большого ума и большого сердца! Какое редкое равновесие того и другого! Величайший житейский такт, мудрость жизни, неусыпная мысль к доброму деланию, скромность, простота... При всем том обаятельная в обращении с людьми, с привлекательным лицом, тихими, немного прищуренными глазами и несколько печальной улыбкой...».




У Мамонтовых было 5 детей. И здесь Савва Иванович оригинален — первые имена букв детей составляют его имя: Серёжа, Андрюша, Верушка, Всеволод, Александра. Детей Мамонтовых художники использовали в качестве моделей. Всеволода писал Врубель в эскизах к "Демону". Андрея или Дрюшу можно увидеть в образе Алеши Поповича в "Трех богатырях" Васнецова. Самой популярной моделью была Верочка, общая любимица и шалунья, прозванная Антокольским «Абрамцевской богиней». Ее глаза — у "Аленушки" Васнецова, он же позднее написал ее в портрете "Девушка с кленовой ветвью". Верушка изображена в знаменитой керамике "Голова египтянки" Врубеля. Но самая известная картина, конечно, "Девочка с персиками" Серова.
Эту картину Серов подарил Елизавете Григорьевне — своему другу. Он ни минуты не сомневался в правильности поступка, хотя отлично понимал — такие вещи написать удается художнику нечасто.

Поленовская дача
Поленов и Абрамцево — неразделимы. Он был здесь знаковой фигурой. Прежде всего, Поленов — профессор московского Училища живописи, ваяния и зодчества, известный художник. В Абрамцеве он жил, писал, фотографировал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою любовь. В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи окрестных далей, крутых и пологих спусков к реке — словом, поэтические пейзажи Поленова. Здесь он пишет лиричные и дивные свои картины — «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве».



В мае 1882 года Савва Иванович строит в Абрамцеве мастерскую для Поленова — небольшой рубленый дом. В Абрамцеве Поленов познакомился с Натальей Якунчиковой, подругой Елизаветы Мамонтовой, они сблизились и подружились при строительстве церкви. В ней же только что отстроенной и повенчались, а жить стали в этом только что выстроенном доме, который назывался с тех пор Поленовским.В Поленовской даче (1882) располагалась мастерская художника В.Д.Поленова, а также проходили домашние спектакли. В настоящее время здесь проходят тематические выставки.

Церковь Спаса Нерукотворного
Рядом с беседкой находится церковь Спаса Нерукотворного, которую художники Абрамцева строили буквально всем миром — кто-то разрабатывал планировку, кто-то придумывал орнаменты, кто-то писал иконы, кто-то вышивал хоругви. Поленов и Васнецов были самыми активными участниками строительства церкви. Кстати, первыми в этом храме в 1882 году обвенчались Василий Поленов и Наталья Якунчикова. У стен церкви находится семейное кладбище Морозовых, где похоронен и сам Савва Иванович.



Теремок
Теремок или бывшая столярно-резчицкая мастерская (архитектор Петров, 1877). Вообще-то она была замыслена как баня, но резная красота пересилила бытовую причину. Здесь Елена Поленова (сестра художника) и Елизавета Мамонтова учили крестьянских детей плотницкому и столярному делу. Это начинание дало толчок всему абрамцево-кудринскому резному промыслу — стали появляться первые артели резчиков, открылось училище, появились магазины и т.д.
В Теремке есть рукописная Еленой Поленовой и с ее иллюстрациями книжка-сказка "Война Грибов".



Васнецов очень увлекался русской историей, собиранием сказок. Здесь родилась его знаменитая «Аленушка», и был написан целый ряд картин на сказочные сюжеты. В Абрамцеве Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Боян», «Ковер–самолет». «Абрамцевский чудодейственный воздух так благотворно действовал на меня, — писал впоследствии художник, — что именно в этом уголке написались, живописно осуществились лучшие мои работы».
Васнецов, любитель всего сказочного, придумал построить беседку, которую впоследствии за её необычный вид прозвали «избушкой на курьих ножках». А рядом с ней есть настоящая Баба-Яга — каменный столб в форме человеческой фигуры был привезен Саввой Мамонтовым из украинских степей, где Мамонтов строил железные дороги.

Студия-мастерская или бывшая Керамическая мастерская. Раньше в этом домике было что-то вроде творческого общежития. Сейчас здесь небольшая выставка керамики Врубеля.

В Абрамцеве Врубель обрел понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона». Он был щедро одарён природой — ко всему прочему был и талантливейшим скульптором. Его керамические персонажи взяты из русских сказок — это Лель, Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей, девушка Волхова. Слева и справа в углах стоят печки облицованные врубелевскими изразцами. Кстати, уроки по искусству керамики и майолики Врубелю и прочим художникам давала Елена Поленова, имевшая опыт французской гончарной художественной школы. Все творения делались (делаются и сейчас) из абрамцевской глины, которая, как и сама местность — имеет волшебный секрет, она называется «перламутровой», и готовые изделия из неё трудно отличить издалека от малахитовых или медных.
За Мастерской надо спуститься вниз по крутой тропинке — она выходит к знаменитой врубелевской Птичьей скамейке из мозаики.



Музеем усадьба стала в 1917 году. Однако и в XX веке здесь жили и работали художники И.Э.Грабарь, П.П.Кончаловский, И.И.Машков, скульпторы В.И.Мухина и Б.Д.Королев.

Сбор в 8.45  у метро Алексеевская

Стоимость взрослые/дети: 1400/1200
руб.

Tags: Абрамцево
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments